Об отчете

Социально-экологический отчет АК «АЛРОСА» (ОАО) за 2012 год является шестым нефинансовым отчетом в истории компании, составленным в соответствии с международным стандартом GRI, и вторым отчетом, опубликованным для широкого круга читателей. Его цель – информировать заинтересованные стороны о принципах, целях, результатах и перспективах нашей деятельности в области устойчивого развития.

Нефинансовая отчетность компании носит комплексный характер и выпускается в форме социально-экологического отчета. Этот формат выражает наше стремление представлять результаты своей деятельности структурировано и последовательно, максимально полно раскрывая информацию не только о социальной, но и об экологической деятельности.

В этом году мы сохранили детальный подход к составлению отчета, учитывая рекомендации Руководства по отчетности в области устойчивого развития Global Reporting Initiative (GRI) в версии 3.1, а также Отраслевого приложения для сектора горной добычи и металлов (MMSS).

Социально-экологический отчет за 2012 год отражает результаты деятельности АК «АЛРОСА» (ОАО) с 1 января по 31 декабря отчетного года. В тех случаях, когда для понимания результатов деятельности компании в области устойчивого развития необходимо расширить временные рамки отчетности, в основном использовались данные 2010–2012 годов. В отчете также упоминаются события, произошедшие раньше или позже этого периода, если они могут иметь значение для более полного понимания представленной в отчете информации.

Предыдущий Социально-экологический отчет  за 2011 год был выпущен в сентябре 2012 года.

Структура отчета в целях сохранения преемственности и сопоставимости данных, представленных в предыдущем отчете, не претерпела существенных изменений. В области методов измерения также не произошло никаких изменений по сравнению с предыдущим годом. Информация и показатели деятельности компании были аккумулированы рабочей группой в соответствии с процедурами корпоративного управления и требованиями Руководства GRI.

Принципы составления отчета

При подготовке социально-экологического отчета компания руководствуется международными принципами отчетности в области устойчивого развития, сформулированными в Руководстве GRI.

Принципы составления отчета по стандарту GRI

Принципы

Название принципа

Обеспечение принципов нефинансовой отчетности стандарта GRI в социально-экологическом отчете
АК «АЛРОСА» (ОАО)

Принципы содержания стандарта GRI:

СУЩЕСТВЕННОСТЬ

В отчете представлены наиболее важные результаты деятельности компании. Основанием для включения информации в отчет является ее способность характеризовать существенное воздействие АК «АЛРОСА» (ОАО) на экономику, окружающую среду и общество или значительным образом влиять на оценки и решения заинтересованных сторон

ОХВАТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

При подготовке к составлению отчета проведен анализ заинтересованных сторон и выявлены ключевые для деятельности АК «АЛРОСА» (ОАО) группы и организации. Для определения групп заинтересованных сторон мы использовали критерий существенности влияния, которое оказывает деятельность АК «АЛРОСА» (ОАО) на эти группы, влияния этих групп на устойчивость компании и результаты ее деятельности, а также наличие установленных законом обязательств. Процесс взаимодействия с большинством заинтересованных сторон является частью постоянной деятельности; специальное взаимодействие с заинтересованными сторонами в процессе подготовки отчета для определения его ключевых тем или обеспечения информацией не реализовывалось

КОНТЕКСТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Компания стремится отразить в отчете масштабы своего вклада в устойчивое развитие на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также сформулировать свои намерения по укреплению позитивного и снижению негативного эффектов от своей деятельности в экономической, экологической и социальной сферах

ПОЛНОТА

Отчет содержит информацию обо всех существенных воздействиях компании в экономической, экологической и социальной сферах. При составлении отчета учитывалась вся значимая информация, которая могла бы серьезным образом повлиять на восприятие результатов деятельности АК «АЛРОСА» (ОАО) заинтересованными сторонами

Принципы качества стандарта GRI:

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

Компания стремится представлять результаты своей деятельности сбалансированно и избегает избирательного подхода, умолчания о значимой информации или использования таких форматов представления информации, которые не позволяют всесторонне оценить общую результативность деятельности компании. В отчете представлены как достижения АК «АЛРОСА» (ОАО), так и проблемы, требующие решения

СОПОСТАВИМОСТЬ

Компания стремится предоставить заинтересованным сторонам возможность анализировать изменения, затрагивающие результаты ее деятельности, и сравнивать эти изменения с процессами, происходящими в других организациях. При представлении информации в отчете компания ориентируется на Руководство GRI и его технические протоколы, а также Отраслевое приложение GRI для компаний сектора по горной добыче и металлам. Благодаря этому информация о компании может быть представлена в виде, который позволяет сравнивать ее деятельность с деятельностью других организаций. Ряд показателей в отчете представлен за несколько лет

ТОЧНОСТЬ

В отчете представлены данные, официально признанные компанией и подтверждаемые внутренней документацией, а также имеющимися в открытом доступе материалами

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ

Подготовка отчета носит плановый характер, включая процесс разработки, независимое заверение и публикацию

ЯСНОСТЬ

В отчете, как правило, не используется профессиональная лексика и не приводятся сведения, требующие специальных знаний. Компания стремится сделать отчет доступным и понятным для широкого круга заинтересованных сторон

НАДЕЖНОСТЬ

Надежность сведений, содержащихся в отчете, обеспечена действующей в компании системой отчетности (сбора, анализа, консолидации и контроля качества отчетной информации) в соответствии с Внутрифирменным хозяйственным кодексом АК «АЛРОСА» (ОАО). Для повышения достоверности представленной информации отчет прошел процедуру независимого внешнего заверения третьей стороной

Границы отчета

Социально-экологический отчет за 2012 год охватывает все (если это не оговорено особо) структурные подразделения АК «АЛРОСА» (ОАО). В целом по группе «АЛРОСА» представлены консолидированные данные только по показателям финансово-экономической деятельности, если в отчете не указано иное.

В отчете за 2012 год также представлена информация по основным показателям результативности ключевых дочерних предприятий группы «АЛРОСА», в которых компания выступает мажоритарным акционером. Данные предприятия расположены на территории Российской Федерации, и основными видами их деятельности являются добыча алмазов и геологоразведка: ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Севералмаз». Помимо экономических результатов деятельности, в отчете представлена информация относительно практики социальной и экологической ответственности этих компаний.

Уровень применения стандарта GRI

Отчет охватывает экономический, экологический и социальный аспекты устойчивого развития АК «АЛРОСА» (ОАО). Рассматриваются такие направления социальной ответственности, как ответственность по отношению к персоналу и местным сообществам, потребителям и деловым партнерам, ответственность за охрану окружающей среды и природопользование, промышленную безопасность и охрану труда.

В настоящем отчете компания представляет сведения в соответствии с уровнем применения Руководства GRI (версия G 3.1) «А+»: отчет содержит информацию по каждому основному показателю Руководства GRI и Отраслевого приложения сектора по горной добыче и металлам.

При внешнем подтверждении своей нефинансовой отчетности мы руководствуемся рекомендациями стандарта GRI, а также необходимостью соблюдения ряда принципов внешнего аудита:

  • аудит выполняется внешними независимыми от деятельности компании группами или лицами;
  • аудиторы проверяют выполнение требований стандартов к качеству и содержанию информации, отраженной в отчете;
  • заключение аудиторов включается в отчет и публикуется.

Уровни применения стандарта GRI

Развитие нефинансовой отчетности АК «АЛРОСА» (ОАО)

Мы видим направления дальнейшего совершенствования нефинансовой отчетности АК «АЛРОСА» (ОАО) и намерены последовательно повышать качественный уровень своего отчета, следуя рекомендациям экспертов в данной области.

В текущем году в компании начата работа по разработке системы управления социальной ответственностью и нефинансовой отчетностью АК «АЛРОСА» (ОАО), включая разработку внутренней нормативной базы, регулирующей процесс подготовки и составления социально-экологического отчета. Задачей данных документов является определение всех основных и вспомогательных процессов подготовки отчета, в том числе установление сроков и регулирование административных процессов.

Одним из таких процессов, наиболее значимых в рамках подготовки отчета, является процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

Сегодня перед нами стоит задача разработать документ, содержащий основные аспекты, связанные с взаимодействием со стейкхолдерами: составление карты заинтересованных сторон, регламента проведения различных форм диалогов, организуемых в целях вовлечения сторон в процесс подготовки отчета, определения ключевых тем, согласования и поиска баланса при конфликте интересов.

Кроме нормативного обеспечения процесса подготовки отчета, мы намерены развивать систему нашей нефинансовой отчетности в соответствии с Руководством GRI по версии 4.0.

В настоящем отчете мы не могли не учесть рекомендации международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», главным образом для соотнесения основных принципов социальной ответственности, рекомендуемых данным стандартом, с теми ключевыми темами, которые мы раскрываем в нашем отчете, позиционируя себя в качестве социально ответственной организации.

Соответствие раскрытия тем и проблем в Социально-экологическом отчете АК «АЛРОСА» (ОАО) за 2012 год рекомендациям международного стандарта ISO 26000

Основные темы и проблемы социальной ответственности
(в соответствии с международным стандартом
ISO 26000)

Основные темы, раскрытые в отчете

Управление организацией

Корпоративное управление в области социальной ответственности

Права человека
Проблема 1: Должная предусмотрительность
Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека
Проблема 3: Избежание соучастия
Проблема 4: Удовлетворение жалоб
Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы
Проблема 6: Гражданские и политические права
Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права
Проблема 8: Основные принципы и права в сфере труда

Права работников в коллективном договоре. Равные возможности профессионального и карьерного роста для социально уязвимых категорий работников. Рассмотрение жалоб профсоюзом работников

Трудовые практики
Проблема 1: Наем и трудовые отношения
Проблема 2: Условия труда и социальная защита
Проблема 3: Социальный диалог
Проблема 4: Охрана труда и безопасность на рабочем месте Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте

Социальное партнерство. Дополнительные социальные льготы и гарантии работникам сверх установленных законодательством. Корпоративные социальные программы по сохранению здоровья, организации досуга, формированию здорового образа жизни, обеспечению жильем, дополнительной негосударственной пенсией. Промышленная безопасность и охрана труда. Формирование кадров и развитие кадрового потенциала

Окружающая среда
Проблема 1: Предотвращение загрязнения
Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование
Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему
Проблема 4: Защита окружающей среды и биоразнообразия и восстановление природных местообитаний

Водопользование и охрана водных объектов. Охрана атмосферного воздуха. Обращение с отходами производства. Рациональное использование энергии и энергосбережение. Использование земель. Сохранение биологического разнообразия

Практики добросовестного ведения дел
Проблема 1: Противодействие коррупции
Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику
Проблема 3: Добросовестная конкуренция
Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках цепочки создания добавленной стоимости
Проблема 5: Уважение прав собственности

Роль этичного делового поведения в сохранении устойчивости мировой алмазной индустрии. Деятельность в Кимберлийском процессе как противодействие нелегальной добыче и обороту алмазной продукции. Противодействие коррупции

Взаимоотношения с потребителями
Проблема 1: Добросовестные практики маркетинга, заключения договоров и беспристрастной подачи информации, основанной на фактах
Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей
Проблема 3: Устойчивое потребление
Проблема 4: Обслуживание и поддержка потребителей и разрешение претензий и споров
Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей
Проблема 6: Доступ к услугам первой необходимости
Проблема 7: Образование и осведомленность

Взаимодействие с потребителями как с группой ключевых стейкхолдеров. Сертификация как гарантия качества продукции. Соблюдение антимонопольного законодательства

Участие в жизни сообществ и их развитие
Проблема 1: Участие в жизни сообществ
Проблема 2: Образование и культура
Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков
Проблема 4: Развитие технологий и доступ к ним
Проблема 5: Создание благосостояния и дохода
Проблема 6: Здоровье
Проблема 7: Социальные инвестиции

Благотворительность в области помощи детям, местным НКО, в сфере науки и образования, культуры, искусства и спорта. Поддержка сельского хозяйства и традиционной промысловой деятельности этнических меньшинств в регионах присутствия. Обеспечение занятости местного населения

 

В отчете использованы фрагменты картин якутских художников: Ольги Скориковой и Туйаары Шапошниковой.