О продукции

Основной продукцией группы «АЛРОСА» являются природные алмазы и изготовленные из них бриллианты.

Выявленные и разведанные запасы алмазов для горнодобывающих предприятий АК «АЛРОСА» (ОАО) характеризуются высоким качеством и значительными объемами – по прогнозам, они составляют около трети общемировых запасов алмазов.

За 2012 год геологоразведочными предприятиями проведены плановые оценочные и разведочные работы на эксплуатируемых и подготавливаемых к эксплуатации месторождениях. Компания планомерно наращивает объемы финансирования поисковых и эксплуатационно-разведочных работ, в отчетном году сводный бюджет по ним составил 5,1 млрд руб, увеличившись по сравнению с уровнем предыдущего года на 24,6%.

Алмазы и бриллианты, производимые нашей компанией, вот уже на протяжении нескольких десятилетий пользуются высочайшим спросом как у отечественных, так и у зарубежных ювелиров и производителей бриллиантов. АК «АЛРОСА» (ОАО) добывает алмазы, обрабатывает их и продает готовую бриллиантовую продукцию, контролируя таким образом весь процесс производства и гарантируя покупателям подлинность камней, чистоту их происхождения и качество огранки.

Алмазы

Природные алмазы являются драгоценными камнями и служат исходным материалом для изготовления бриллиантов, алмазного инструмента и других видов продукции производственно-технического назначения.

В общем объеме добычи алмазного сырья компании алмазы ювелирного и околоювелирного качества составляют 95%.

Алмазы Якутской алмазоносной провинции, добываемые АК «АЛРОСА» (ОАО), занимают важное место в структуре отраслевого рынка, прежде всего благодаря своему высокому качеству, основным критерием которого является чистота камня – малое содержание включений различной природы, трещин, прочих дефектов.

Среди добываемых на наших месторождениях алмазов велика доля кристаллов правильной формы, дающих технологические преимущества при изготовлении бриллиантов идеальных пропорций. В алмазном сообществе широко известно, что российские алмазы наиболее удобны в обработке благодаря уникальным морфологическим свойствам, которые позволяют снизить технологические издержки и увеличить скорость шлифовки и огранки камней.


Все алмазное сырье, добываемое предприятиями АК «АЛРОСА» (ОАО), проходит соответствующие стадии классификации и сортировки, а также этапы предварительной и первичной оценки в сбытовых подразделениях компании. Система сортировки в АК «АЛРОСА» (ОАО) сертифицирована и соответствует отечественным и международным стандартам.

Наиболее крупные камни массой 10,8 карата и более – так называемые алмазы специальных размеров – оцениваются по специальной методике на основании прогнозируемой стоимости бриллиантов, которые могут быть получены из кристалла. Каждый камень массой более 10,8 карата оценивается индивидуально и учитывается в единой интегрированной системе учета движения алмазного сырья. Средние и мелкие алмазы проходят сортировку в соответствии с укрупненной номенклатурой. Наиболее мелкие алмазы, предназначенные для использования в технических целях, отделяются еще на стадии предварительной сортировки.

Гарантии качества продукции

Компания строго соблюдает требования Кодекса принципов Всемирной федерации алмазных бирж, а также внутреннего Регламента Алмазной палаты России, регулирующих поведение участников алмазного рынка, в частности оговаривающих неприемлемость искусственного улучшения качественных характеристик алмазного сырья.

Соответствие сырья установленным требованиям обеспечивается с помощью контроля качества произведенной продукции с оформлением необходимых документов. Вся информация об установленных потребительских качествах алмазной продукции содержится в договорах поставки или контрактах купли-продажи.

После первичной сортировки алмазы проходят предпродажную подготовку, или комплектацию. При этом алмазы с различных месторождений смешиваются, близкие по своим характеристикам камни объединяются в так называемые боксы – совокупности алмазов заданного ассортимента, скомплектованные в соответствии с утвержденной структурой. В свою очередь, из сформированных боксов составляется определенное количество лотов, которые в дальнейшем выставляются на продажу как неделимое целое.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Регламентом Алмазной палаты России, учредителем и членом которой является АК «АЛРОСА» (ОАО), под товаром понимается товар определенного рода и качества, а именно:

  • необработанные сортированные и оцененные алмазы;
  • обработанные алмазы – ограненные вставки для ювелирных изделий;
  • полуфабрикаты и изделия технического назначения, изготовленные из алмазного сырья;
  • другие необработанные и обработанные драгоценные камни – ограненные вставки для ювелирных изделий; ювелирные изделия, содержащие обработанные алмазы и другие драгоценные камни.

С момента формирования боксов и лотов алмазы становятся товаром, готовым к продаже.

Типовые лоты мало чем отличаются друг от друга, и клиенты компании, покупая тот или иной лот, находятся в равных условиях.

В декабре 2012 года Наблюдательный совет компании утвердил Концепцию сбытовой политики группы «АЛРОСА» на 2013–2015 годы. Одним из основных векторов развития системы сбыта группы является увеличение доли реализации алмазного сырья по долгосрочным торговым соглашениям. На сегодняшний день алмазная продукция АК «АЛРОСА» (ОАО) продается с использованием всех трех существующих способов реализации: разовые продажи на спотовом рынке, аукционы и продажи путем заключения долгосрочных контрактов, при этом доля долгосрочных контрактов превалирует и составляет 62% всех продаж. Этот способ реализации способствует установлению стабильных доверительных отношений с клиентами, получающими гарантии по срокам и качеству продукции. Основными сайтхолдерами АК «АЛРОСА» (ОАО) являются российские и зарубежные диамантеры с высокой деловой репутацией и устойчивым бизнесом. Географическая структура реализации бриллиантов группы «АЛРОСА» подробно представлена в годовом отчете АК «АЛРОСА» (ОАО) за 2012 год.

С 2012 года компания публикует подробную информацию о торговле алмазами на специальном торговом сайте: http://sales.alrosa.ru/, где существующие и потенциальные клиенты могут не только ознакомиться с необходимой документацией, но и получить ответы на свои вопросы.

Бриллианты

Достоинство алмаза наилучшим образом раскрывается при огранке его в бриллиант путем придания определенной формы и максимального выявления игры и блеска самоцвета.

С 2000 года АК «АЛРОСА» (ОАО) производит бриллианты высочайшего качества на собственном гранильном предприятии, созданном на базе московского завода «Кристалл». Филиал «Бриллианты АЛРОСА» изготавливает бриллиантовую продукцию любых форм огранки и размеров и занимается их реализацией на внутреннем и внешнем рынках.

Основным профилем деятельности компании «Бриллианты АЛРОСА» является производство бриллиантов русской огранки, которые исторически занимают на мировом бриллиантовом рынке особую нишу как товар очень высокого качества. Предприятие выпускает бриллианты с широким спектром цвето-качественных характеристик, различных размеров и разнообразных форм: полный весовой ряд по размерам от 0,0025-0,005 карат до 79 карат, все классические формы и весь цветовой ряд по ТУ 117-4.2099-2002.

В 2012 году АК «АЛРОСА» (ОАО) огранила бриллиантов на сумму 178,6 млн долл, увеличив производство по отношению к предыдущему периоду на 2,6%.

Гарантии качества продукции

Все бриллианты, производимые в АК «АЛРОСА» (ОАО), проходят контроль качества по ТУ 117-4.2099-2002.

Высочайшее качество нашей бриллиантовой продукции обусловлено:

  • инвестициями в техническое перевооружение производства, обновление парка оборудования, внедрение прогрессивной технологии;
  • инвестициями в подготовку квалифицированного персонала для поддержания прогрессивной системы подготовки кадров, регулярное выделение сырья для ученического производства;
  • тесным сотрудничеством с прочими участниками российского гранильного бизнеса.

Документом, подтверждающим подлинность бриллианта и его характеристики, является сертификат. В соответствии с российским законодательством и мировой практикой вся бриллиантовая продукция нашей компании строго сертифицируется.

В сертификатах соответствия бриллиантов указана вся информация об установленных потребительских качествах продукции. Являясь своеобразным паспортом бриллианта, сертификат содержит сведения о его индивидуальных характеристиках: форме, размере, пропорциях, весе, цвете, чистоте, качестве огранки и полировки.

В этом документе приводится детальный эскиз бриллианта с указанием всех имеющихся внутренних и внешних дефектов. Бланк сертификата печатается на гербовой бумаге с элементами защиты. Заполненный бланк ламинируется.

Выборочно бриллианты АК «АЛРОСА» (ОАО) сертифицируются в международном геммологическом сертификационном центре.

С целью максимального удовлетворения потребностей клиентов комплектация партий наших бриллиантов производится опытными экспертами.

Ответственность за продукцию

Безопасность

Нам неизвестно о результатах каких-либо исследований относительно свойств алмазной или бриллиантовой продукции, которые могли бы нести вред здоровью и безопасности ее конечных потребителей. Сама компания также не проводит подобных исследований. В связи с этим в АК «АЛРОСА» (ОАО) сегодня не принято каких-либо нормативных актов, содержащих обязательства компании информировать потребителей о составе продукции, ее использовании и утилизации.

При этом производство алмазного сырья и изготовление бриллиантовой продукции (процессы поиска, добычи, извлечения, транспортировки, обогащения и огранки алмазов) несут в себе определенные угрозы здоровью и безопасности персонала, непосредственно занятого в производстве. АК «АЛРОСА» (ОАО), являясь социально ответственным горнодобывающим предприятием, не только неукоснительно соблюдает требования законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда, но и реализует собственные добровольные инициативы в этой сфере.

Стадии жизненного цикла продукции, на которых в АК «АЛРОСА» (ОАО) оценивается возможное воздействие на здоровье и безопасность с целью снижения данных рисков

Стадии жизненного цикла

Наличие
оценки

Комментарии

Да

Нет

Разработка концепции продукции

 

+

 

Исследования и разработка

+

 

Предметом многих научно-исследовательских работ, инициированных АК «АЛРОСА» (ОАО), являются экологические и промышленные риски горного производства в целях нахождения способов их устранения или снижения.

При проектировании всех видов поисковых и горных работ промышленные и экологические риски подлежат обязательной оценке и анализу.

Сертификация

 

+

 

Производство

+

 

Горные работы по добыче полезных ископаемых признаны опасным производством, где экологические риски, а также риски промышленной безопасности и производственного травматизма подлежат обязательной оценке, анализу и реализации мер в целях сведения их к минимуму.

Маркетинг и продвижение

 

+

 

Хранение, распределение и снабжение

+

 

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 26.03.1998 (в ред. от 24.07.2007) № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» организации, осуществляющие использование и обращение, а также операции с драгоценными камнями, обязаны организовывать охрану указанных ценностей. Соблюдая нормы действующего законодательства и снижая риски хищения драгоценной продукции, компания реализует комплекс превентивных и оперативных мер по укреплению объектов, на которых осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оснащая их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавая и поддерживая собственные охранные службы по экономической безопасности и режиму.

Использование

 

+

 

Утилизация, повторное использование или вторичная переработка

 

+

 

В течение отчетного периода в компании не выявлено никаких фактов нарушения требований законодательства или отраслевых кодексов относительно воздействия алмазной и бриллиантовой продукции на здоровье и безопасность потребителей, а также относительно информации и маркировки о свойствах продукции.

В 2012 году предприятия компании не проводили специальных исследований по оценке удовлетворенности потребителей алмазно-бриллиантовой продукции, однако каких-либо замечаний относительно качества товара со стороны покупателей за отчетный период также не зафиксировано.

Маркетинговые коммуникации

Алмазно-бриллиантовый рынок, представленный горнодобывающими компаниями и их клиентами, – хорошо очерченный сектор, сравнительно малочисленный, однако крупномасштабный. На протяжении пятидесяти лет компания De Beers была генератором и спонсором глобальной видовой рекламы, основной целью которой стало повышение общего спроса на алмазную продукцию и сохранение доверия потребителей бриллиантов. Во многом благодаря данной кампании бриллианты символизируют вечные духовные ценности, и спрос на них, в отличие от спроса на другие предметы роскоши, колеблется сравнительно мало.

В последние годы алмазная отрасль отошла от концепции видового маркетинга и стала уделять больше внимания рекламе отдельных бриллиантовых и ювелирных брендов. Одновременно кризисные явления в мировой экономике привели к пониманию участниками алмазно-бриллиантового рынка необходимости возобновить видовую рекламу и реализацию общеотраслевых маркетинговых программ.

АК «АЛРОСА» (ОАО), являясь ведущей добывающей компанией алмазной индустрии и владельцем собственного бриллиантового производства, заинтересована в развитии всех направлений маркетинговых коммуникаций, способствующих как видовой рекламе, так и продвижению собственных торговых брендов.

При этом необходимо отметить, что в маркетинговых технологиях любой из указанных концепций задействован широкий спектр исключительно положительных эмоциональных понятий, которые ассоциируются с бриллиантами.

В АК «АЛРОСА» (ОАО) строго соблюдаются требования российского и международного законодательства в области маркетинга и рекламы. За отчетный период не было выявлено случаев несоответствия нормативным требованиям, касающимся маркетинговых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство. В компании не приняты какие-либо кодексы, регулирующие отношения в этой сфере. Все действующие внутренние нормативные акты, в частности принятая в декабре 2012 года Концепция сбытовой политики группы «АЛРОСА» на 2013–2015 годы, проверяются юридическими службами компании на предмет соответствия действующему законодательству.

Алмазная и бриллиантовая продукция нашей компании не относится, где бы то ни было, к запрещенным видам товаров, а также не представляет собой предмет спора каких-либо заинтересованных сторон или предмет общественного обсуждения.

Соответствие требованиям

В 2012 году в АК «АЛРОСА» (ОАО) не поступали какие-либо жалобы, касающиеся нарушений неприкосновенности частной жизни потребителя и утери данных о потребителях.

Также за отчетный период на компанию не налагались штрафы или другие финансовые санкции за несоблюдение законодательства и нормативных требований, касающихся использования продукции.